БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, вторичное (производное) значение слова.
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретcтво, отказ из религ. побуждений от общения с людьми.
ОПЕРАТОРЫ в квантовой теории, математич. понятие.
ЛИМОННИК (Schizandra), род растений сем. схизандровых.
ОБРАТНАЯ КОНДЕНСАЦИЯ, ретроградная конденсация.
НИТРОГЛИКОЛЬ, гликольдинитрат, O2NOCH2- CH2ONO2.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ судна, способность судна оставаться на плаву.
НАЧЁТ ДЕНЕЖНЫЙ, по сов. трудовому праву одна из форм возмещения имуществ ущерба.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ОПТИКА, раздел оптики.
ПИРЕЙ (Peiraieus), город в Греции, на сев.-вост. берегу Саронического зал. Эгейского м..


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

. пром-сть, полиграфич. дело. М.- центр произ-ва и торговли рейнскими винами. Ун-т И. Гутенберга (осн.в!477); академия наук и лит-ры; химич.ин-т общества Макса Планка.

Р. М а и н о р. "Рабочий уносит шестую часть мира".

В древности на месте М. было кельтское поселение, около к-рого римляне в кон. 1 в. до н. э. основали укреплённый лагерь; М. (Могонциакум) был гл. городом рим. провинции Верх. Германия. С 8 в. М.- резиденция архиепископов, а затем центр Майнцского курфюршества, одного из наиболее влиятельных духовных княжеств "Священной Рим. империи" (существовало до нач. 19 в.). В 1244 добился самоуправления (в 1462 потерял его). Возглавлял Рейнский союз городов (сер. 13 в.). В М. жил и работал изобретатель европ. книгопечатания И. Гутенберг. Во время Великой франц. революции М. был в 1792-93 центром революц. движения (см. Майнцская коммуна). В 1797 присоединён к Франции, с 1816 в составе Вел. герцогства

Майнц. Собор Санкт-Мартин-унд-Санкт-Штефан. Западная часть (1200-39).

Гессен-Дармштадт, с 1866 - Пруссии. В 1918-30 оккупирован Францией, после 2-й мировой войны 1939-45 во франц. зоне оккупации Германии (до 1949).

Архит. памятники: романский "имперский" собор Санкт-Мартин-унд-Санкт-Штефан (вост. часть - кон. 10 - нач. 11 вв.; зап. часть - 1200-39; гл. башня достраивалась в 15 в. и в 1767-74; Готхардскапелле - 12 в.; надгробия архиепископов - 13-18 вв.), готич. церкви Санкт-Штефанскирхе (14 в.), Кармелитеркирхе(13-14вв.)идр., барочные церкви (1750-70-е гг.). Замок курфюрстов (17-18 вв.). Повреждённые в 1942 памятники в 50-60-х гг. восстановлены.

Лит.: Arens F. V., Das goldene Mainz. Em Fiihrer..., Mainz, 1969.

МАЙНЦСКАЯ КОММУНА, в широком смысле - наименование революц. событий (окт. 1792 - июль 1793) в Майнце и прилегающих к нему р-нах в период Великой франц. революции; в узком смысле - гор. самоуправление Майнца этого периода. Майнц, занятый франц. армией 21 окт. 1792, стал центром революц. движения. 23 окт. там возник по образцу Якобинского клуба клуб "Общество друзей свободы и равенства", члены к-рого (Г. Форстер и нек-рые др.) вошли в состав созданной французами новой администрации. 15 дек. в городе декретом франц. Конвента был провозглашён суверенитет народа, проведена отмена феод, прав и повинностей. 17 марта 1793 в Майнце открылся Рейнско-немецкий нац. Конвент. Конвент лишил феод, владетелей всех прав и провозгласил терр. от Ландау до Бингена "свободным, независимым, неделимым государством, основанным на законах свободы и равенства". Это была первая демократич. республика на герм. терр. (Майнцская республика); 19 марта Конвент проголосовал за её вхождение во Францию. 30 марта, когда Майнцская область была присоединена к Франции, город был окружён армией коалиции европ. держав. После капитуляции франц. армии и её отхода от Майнца войска коалиции восстановили власть курфюрста, начались репрессии против революционеров ("майнцских клубистов"). Майнц был, по словам Ф. Энгельса, "... единственным немецким городом, сыгравшим почетную роль в великой революции" (М арке К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., 2 изд., т. 38, с. 449). Лит.: Мошковская Ю. Я., Георг Форстер - немецкий просветитель и революционер XVIII в., М., 1961; S t r e i s a n d J., Deutschland von 1789 bis 1815, В., 1959. М. Н. Магикын.

МАЙОЛИКА (итал maiolica, от Majolica - старого назв. о. Мальорка, через к-рый ввозились в Италию произв. испано-мавританской керамики), 1) в узком смысле - итал. керамич. изделия 15- 17 вв. с цветным пористым черепком и не допускающей исправлений сюжетной росписью по сырой непрозрачной оловянной глазури (продукция мастерских Фаэнцы, Флоренции, Кафаджоло, Сиены, Урбино, Кастельдуранте), а иногда и с нанесённым сверху люстром (Дерута, Губбио). Итальянская майоликовая живопись (портреты, многофигурные композиции на декоративной посуде, плакетках, панно; работы Никколо Пеллипарио и др.) и скульптура (работы семьи делла Роббиа и др.) носят самостоят, характер, что сближает их со станковым и монументальным иск-вом. 2) В широком смысле М. - изделия из цветной обожжённой глины с крупнопористым черепком, покрытые глазурью; им свойственны массивность форм, плавная текучесть силуэта, яркий блеск полив, контрастные сочетания цветов. Большое развитие М. получила в странах Древнего Востока (Египте, Вавилонии, Иране), в ср.-век. гос-вах Ср., Центр, и Передней Азии. М. производилась также в 14-18 вв. в странах Европы (Испании, Германии, Франции). В Древней Руси М. была известна уже в 11 в. Высокого расцвета достигла архит. майолика Ярославля и Москвы в 17 в. (наличники окон, порталы, фризы, фигуры святых, изразцовые печи). В 18 в. майоликовую посуду, изразцы, мелкую пластику преим. с монохромной росписью по белому фону выпускал з-д Гребенщикова в Москве, с полихромной - мастерские Гжели (см. Гжельская керамика). В декоративной М. на рубеже 19-20 вв. работали М. А. Врубель, В. М. Васнецов, А. Я. Головин, С. В. Малютин и др. рус. художники, в 1930-х гг. - сов. скульпторы И. Г. Фрих-Хар, И. С. Ефимов и др. С 1950-х гг. к М. обращаются многие сов. и зарубежные художники-керамисты (в т. ч. Ф. Леже, П. Пикассо). Для совр. М. характерны экспериментаторство, поиски новых пластич. и живописных возможностей массы, глазури, эмали. В совр. художеств, практике М. также называют керамику с цветными глазурями на фаянсовом белом или цветном черепке.

Лит.: Rackham В., Italian maiolica, L., 1952; см. также лит. при ст. Керамика.

МАЙОЛЬ (Maillol) Аристид Жозеф Бонавентюр (8. 12. 1861, Баньюльс-сюр-Мер, Вост. Пиренеи, - 27. 9. 1944, там же), французский скульптор. Учился живописи в Школе изящных иск-в в Париже (1882-86). Испытал влияние П. Э. А. Гогена, был близок к группе "иабм"; в нач. 1890-х гг. выполнял эскизы для гобеленов и сам старался возродить их ручное произ-во. Со 2-й пол. 1890-х гг. самостоятельно обратился к скульптуре, создавая вначале небольшие станковые произв., отмеченные архаизацией и упрощённым декоративизмом в духе стиля "модерн". В зрелый период творчества (с нач. 1900-х гг.), опираясь на др.-греч. наследне и вместе с тем сохраняя совр. жизненную конкретность образов, М. стремился к обобщённости и архитектонич. ясности объёмно-пластич. масс, добивался величавой гармонии мощных, иногда грузных форм и плавности линий силуэта ("Ночь", 1902-09; "Желание", 1905-08; "Венера с ожерельем", 1930). Изображая гл. обр. обнажённую жен. фигуру (мрамор, камень, бронза), воплощая в ней свой идеал прекрасного человека, М. в то же время передавал или ощущение созерцат. покоя (вызывающее мысль о глубинной связи эпох "Средиземноморье", 1902-05), или динамич. начало (символизирующая героич. характер нации фигура "Иль-де-Франс", 1920-25). Подолгу работая над каждым произв., М. стремился связать символич. содержание образов с современностью, а их художеств, решение с окружающей средой (памятники павшим в 1-ю мировую войну, монументы в честь выдающихся людей кон. 19 в.). Могучая жен. фигура "Скованное действие" (бронза, 1906, Нац. музей совр. иск-ва, Париж) раскрывает пафос жизни Л. О. Бланки, отданной борьбе; нимфа с лавровой ветвью, выражающая идею гармонии (1912-25), олицетворяет цель исканий П. Сезанна. В произв., имеющих декоративный характер ("Помона", илл. см. т. 4, табл. III, стр. 48-49; "Река", 1939-43), важную роль играет чувственное начало, выявление единства человека и природы. М. известен как мастер мелкой пластики и рисовальщик (эскизы скульптур и оригинальные рис.); занимался также гравюрой и литографией. Его гуманистич. и реалистич. по своей сути искусство оказало большое влияние на мн. крупных скульпторов 20 в.

А. Маполь (рисунок М. Денн).

Лит.: Терновец Б., Майоль, М., 1935; Чегодаев А., Аристид Майоль, "Искусство", 1962, ;№ 1; Claudel J., A. Maillol, sa vie, son oeuvre, ses idees, P., 1937; Rewald J., The wood-cuts of A. Maillol, N. Y., 1943; George W., A. Maillol, Neuchatel, 1964. К. Г. Богемская.

МАЙОН (Мауоп), действующий вулкан на Ю.-В. о. Лусон (Филиппины). Правильный конус вые. 2462 м. С 1615 св. 30 извержений (наиболее крупные в 1814 и 1897); во время извержений потоки лавы могут иногда достигать моря. Туризм.

МАЙОНЕЗ (франц. mayonnaise), 1) холодный соус, приготовленный из высококачеств. растит, масла, яичного желтка, уксуса, горчицы, сахара, иногда и др. приправ. 2) Холодное кушанье из рыбы, мяса с этим соусом.

МАЙОР (Major) Тамаш (р. 26. 1. 1910, Будапешт), венгерский актёр, режиссёр и обществ, деятель, нар. арт. ВНР (1950). Чл. ВСРП с 1942. В 1957-66 чл. ЦК ВСРП. В 1945-62 директор Нац. театра в Будапеште; с 1962 гл. режиссёр этого театра. Творческая деятельность М. (началась в 30-х гг.) способствовала утверждению венг. прогрессивного реалистич. театр, иск-ва, борьбе за его идейность. Спектакли М. отличаются глубиной социального анализа; М. пропагандирует систему К. С. Станиславского. Среди актёрских работ в театре - Иван Васильевич ("Иван Васильевич" Булгакова), Люцифер ("Трагедия человека" Мадача), Яго ("Отелло" Шекспира) и др. Поставил спектакли "Банк-бан" Катоны (1945), "Враги" Горького (1949), "Боевое крещение" Урбана (1951), "Трагедия человека" (1955, 1960, 1964), "Добрый человек из Сезуана" Брехта (1972) и др. С 1941 снимается в кино; роли - Хал-мадж ("Покушение", 1959), Дядя ("Ягуар", 1967) и др. С 1947 профессор Венг. высшей школы театрального и киноискусства. Пр. им. Кошута (1948, 1955).

Соч.: Szovjet szmhaz szerepe a kommu-nista ember neveleseben, Bdpst, [1953].

Лит.: Гершкович А., Театральный Будапешт, [М., 1961.1; его ж е, Современный венгерский театр, М., 1963.

МАЙОР (от лат. major - больший, старший), воинское звание старшего офицера в Вооруж. Силах СССР и др. гос-в. Чин М. существовал в рус. армии в 1698- 1731 и в 1798-1884; в 1731-98 было 2 чина: премьер-М. и секунд-М. В Вооруж. Силах СССР воинское звание М. установлено 22 сент. 1935. В ВМФ СССР званию М. соответствует звание капитана 3-го ранга (см. Звания воинские).

МАЙОРАН (Majorana), род растений сем. губоцветных. Многолетние травы или полукустарники с густо опушёнными листьями, мелкими цветками в колосовидных соцветиях. Родина - Средиземноморье (6 видов). Культивируется как однолетнее растение в Юж. и Центр. Европе, США и КНР; в СССР (1 вид - М. садовый) - на Украине, в Литов. ССР, центр, и юж. части РСФСР и в Ср. Азии. М. с а д о в ы й (М. hortensis) имеет ветвистый стебель вые. 20-50 см. Листья используют в пищу в свежем, сушёном виде как пряность к различным блюдам, для придания аромата уксусу и чаю. Из листьев и цветков добывают эфирное масло. М.- хороший медонос, лекарств, растение. Возделывают на лёгких плодородных почвах рассадным способом. Урожай зелёной массы 40-50 ц/га. М. иногда включают в род душица.

МАЙОРАТ (позднелат. majoratus, от лат. major - больший, старший), наследование недвижимости (прежде всего земли) по принципу первородства в семье или роде. Впервые принципы М. были выражены в древних законах Индии, установивших имущестс. привилегии старшего сына в семье, в афинском праве и т. п. В феод, праве Англии, Франции, Германии и др. стран Европы М. был установлен в 11-13 вв. с тем, чтобы избежать дробления земельной собственности. Наследником феода стал признаваться старший сын, остальные дети исключались из числа наследников. Законодательно институт М. в Англии был закреплён Вестминстерскими статутами, установившими наследование феодов по закону (а не по завещанию). Принцип М. получил известное распространение и при наследовании крест, надела: напр., во Франции, по кутюмам Бомануара, старший сын получил 2/3 отцовского надела. В дореволюц. России пережитки М. сохранялись в отношении заповедных и родовых имений до Вел. Окт. социалистич. революции.

Бурж. право отвергает М. как противоречащий принципу свободы наследования, что, впрочем, не мешает его использованию. Наиболее долго М. сохранялся в Великобритании. В гитлеровской Германии был законодательно восстановлен принцип М. для имущества крестьянского двора: оно переходило одному наследнику и только по закону.

МАЙОРДОМ (от позднелат. major domus - старший по дому), палатный мэр, высшее должностное лицо во Франкском гос-ве при Меровингах (кон. 5 - сер. 8 вв.). Первоначально назнач