БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, вторичное (производное) значение слова.
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретcтво, отказ из религ. побуждений от общения с людьми.
ОПЕРАТОРЫ в квантовой теории, математич. понятие.
ЛИМОННИК (Schizandra), род растений сем. схизандровых.
ОБРАТНАЯ КОНДЕНСАЦИЯ, ретроградная конденсация.
НИТРОГЛИКОЛЬ, гликольдинитрат, O2NOCH2- CH2ONO2.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ судна, способность судна оставаться на плаву.
НАЧЁТ ДЕНЕЖНЫЙ, по сов. трудовому праву одна из форм возмещения имуществ ущерба.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ОПТИКА, раздел оптики.
ПИРЕЙ (Peiraieus), город в Греции, на сев.-вост. берегу Саронического зал. Эгейского м..


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

116520781228830549481ститутов и норм, предписываемых ими, от трудящихся. Так, в государстве общий интерес "... принимает самостоятельную форму, оторванную от действительных - как отдельных, так и совместных - интересов, и вместе с тем форму иллюзорной общности" (там же, т. 3, с. 32). В процессе исторического развития углубляется О. эксплуататорского государства от действительных индивидов, социальные институты превращаются в бюрократические системы, построенные по иерархическому принципу. 5) Разрыв между ценностями, проповедуемыми офиц. идеологией, и реальными возможностями, предоставляемыми обществом. О. идеологии от жизни приводит к тому, что она формирует такой уровень притязаний, желаний и ожиданий у членов общества, к-рый не соответствует действит. возможностям общества. Так, идеологич. ценности, провозглашаемые бурж. обществом: свобода, равенство, предприимчивость,- всё больше вступали в противоречие с реальной жизнью бурж. общества, с его экономич. неравенством и эксплуатацией. О. характеризует и духовную жизнь классового общества, формируются специфич. формы идеологич. О. (от религии до авторитарных идеологий), внутри самой культуры углубляется разрыв между "массовой культурой" и культурой элиты. Понимание О. как социального явления получило дальнейшую конкретизацию в учении об абсолютном и относит, обнищании рабочего класса, об эксплуатации как "действительном проявлении" О. (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 3, с. 520), в марксистской трактовке социальных институтов и личности. Вокруг марксистской концепции О. развернулась острая идеологич. борьба, наиболее характерными чертами к-рой являются: противопоставление молодого, "гуманистического" Маркса, анализировавшего проблематику О., зрелому Марксу, якобы вставшему на негуманистические, сциен-тистские (см. Сциентизм) позиции; истолкование марксизма как разновидности иррационалистич. антропологии и сближение его с экзистенциализмом; теологич. интерпретация О., отождествляющая О. с грехопадением. Выступая с нападками на практику социалистич. строительства, правые и "левые" ревизионисты (Р. Гароди, Э. Фишер и др.) утверждают, что социализм усиливает О. личности, создаёт новые формы О., связанные с обществ, собственностью и ролью государства при социализме.

Критикуя буржуазные и ревизионистские концепции О., марксисты различных стран подчёркивают, что социализм уничтожает коренные источники О., что ведущей тенденцией социализма является преодоление О., осуществляющееся в полной и окончат. мере вместе с построением коммунизма. Общие пути преодоления О., выявленные в теории науч. коммунизма, заключаются в уничтожении эксплуатации, всемерном развитии обществ. богатства, социалистич. обществ. отношений, в преодолении противоположности между умственным и физич. трудом, городом и деревней, в развитии коммунистич. сознания, демократизации управления и всей обществ. жизни социалистич. и коммунистич. общества. Конкретные пути и методы преодоления О., темпы осуществления этого процесса зависят от специфич. особенностей стран, строящих новое общество, от уровня их развития, сознательности рабочего класса этих стран.

Позиция марксизма, подчёркивающая социально-историч., преходящий характер О., противостоит позициям совр. бурж. идеологов, к-рые видят в О. вечную характеристику человеческой жизни. Общими особенностями понимания О. в совр. бурж. философии и социологии являются антиисторизм, психологизм в трактовке причин О., превращение О. в сущностную характеристику человеческого бытия. Рассматривая мн. феномены О. с позиций самого О. как неустранимые моменты социальной жизни вообще, бурж. философы неизбежно приходят к трагич. восприятию истории общества и культуры. Уже Г. Зиммель видел "трагедию культуры" в противоречии между творч. процессом и объективированными формами культуры. В трагич. тона окрашено описание О. в философии и художеств. лит-ре экзистенциализма. В бурж. социологии 20 в. был проанализирован ряд аспектов проблемы О. (без употребления самого термина "О.") в связи с проблемой бюрократии (К. Манхейм, М. Вебер - Германия), социальной аномии (Э. Дюркгейм - Франция, Р. Мертон - США). В 1960-х гг. в связи с усилением романтич. критики капитализма оживился интерес к категории О. как способу анализа бурж. общества. Это нашло Своё выражение в идеологии т. н. "новых левых" (Г. Маркузе-США, и др.). Мн. представители бурж. социологии трактуют О. как единственно возможный способ организации человеческих отношений, противопоставляя ему "малые" и "неформальные" группы, лишённые О. В совр. амер. социологии делаются попытки эмпирич. исследования О. М. Симен предложил 5 критериев для эмпирич. интерпретации О. (отсутствие обладания властью, утрата смысла своей работы, отсутствие норм, изоляция, самоотчуждение), ставших программой социологич. исследований (Р. Блаунер и др.). Однако в целом анализ реальных социальных условий и причин О. заменяется в бурж. философии и социологии описанием сознания и психологии индивида, живущего в мире О.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956; их же, Капитал, Соч., 2 изд., т. 23-25; Ленин В.И., Государство и революция, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33; Давыдов Ю.Н., Труд и свобода, М., 1962; Огурцов А. П., Отчуждение и человек. Историко-философский очерк, в сб.: Человек, творчество, наука, М., 1967; "Капитал" Маркса, философия и современность, М., 1968; Ойзерман Т.И., Проблема отчуждения и буржуазная легенда о марксизме, М., 1965; Alienation: the cultural climate of our time, ed. G. Sykes, N. Y., 1964; Alienation: a casebook, ed. D. J. Burrows, F. R. Lapides, N. Y., 1969; G е у е r R. F., Bibliography alienation, 2 ed., Amst., 1972. А.П. Огурцов.

ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретcтво, отказ из религ. побуждений от общения с людьми; выражается в уходе в пустынные места. В древности О. как спорадич. явление встречалось в иудаизме (у ессеев), в практике последователей позднеантич. филос. школ (неоплатоники); более распространённым явлением О. было в религиях Индии, Китая, Японии и др. стран Востока (напр., в буддизме, даосизме). Особенного развития оно достигло у христиан. Зародилось в христианстве в 3 в. (в пустынях Египта) и было вызвано стремлением избежать гонений со стороны рим. императоров; первый из известных христ. отшельников (анахоретов) - Павел Фиванский, к-рый ушёл в пустыню, спасаясь от преследований христиан имп. Децием. В нач. 4 в. христ. отшельники, следуя примеру Антония Великого, Пахомия и др. аскетов, стали уходить в егип. пустыню Фиваиду; в том же веке О. распространилось в Палестине, Каппадокии, Армении, затем в Галлии, Испании, Италии. В средние века О. постепенно стало вытесняться монастырями, чему содействовала и церковь, стремившаяся организованными формами монашества заменить недоступное её контролю О.

ОТЩЕП, в археологии название осколков, отбитых от куска кремня или кремнёвого нуклеуса рукой человека. О. были различной формы и разных размеров. В каменном и бронзовом веках из О. изготовлялись орудия труда (ножи и др.).

"ОТЪЕЗД", термин, употреблявшийся в рус. источниках 14-16 вв. для обозначения права феодалов переходить на службу к другому сюзерену. Право "О." имели бояре и вольные слуги, и оно фиксировалось в договорных грамотах (последний раз в 1531). После политич. объединения княжеств Сев.-Вост. Руси в её пределах исчезают условия для "О.". Часть феод. знати в 1-й пол.- сер. 16 в. трактовала "О." как право свободного отъезда за границу, однако государственная власть стала считать "О." изменой.

Лит.: Черепнин Л. В., Образование Русского централизованного государства в XIV-XV вв., М., 1960.

ОТЫГРЫШ, в народной, изредка и в проф. музыке - инструментальный эпизод (ритурнель), исполняемый между отдельными частями (разделами) музыкальной пьесы (напр., между куплетами частушки), а также служащий её завершением.

ОТЫНЯ, посёлок гор. типа в Коломыйском р-не Ивано-Франковской обл. УССР, на р. Опрашине (басс. Днестра). Ж.-д. станция (на линии Ивано-Франковск-Черновцы). Мебельная фабрика.

ОТЯГЧАЮЩИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, в уголовном праве обстоятельства, наличие к-рых делает данное преступное деяние и самого преступника более общественно опасным и влечёт более суровое наказание. В советском праве исчерпывающий перечень отягчающих обстоятельств даётся в УК союзных республик. Различаются: 1) О. о. о., являющиеся неотъемлемыми элементами данного состава преступления, его квалифицирующими признаками (напр., совершение кражи повторно), повышенная мера наказания в этом случае предусмотрена законом за данный вид преступления; 2) обстоятельства, не являющиеся элементом к.-л. конкретного состава преступления, а общие для всех видов преступлений. Напр., ст. 39 УК РСФСР относит к числу таких общих О. о. о. совершение преступления лицом, ранее совершившим к.-л. преступление, организов. группой, из корыстных побуждений, с особой жестокостью, в отношении малолетних или престарелых и др. О. о. о., не предусмотренные в УК, не могут учитываться судом при назначении наказания. Установление О. о. о. важно также для выявления причин и условий, способствовавших совершению преступления. Эти данные используются для разработки мер по предупреждению преступности.

ОТЯН Ерванд (19.9.1869, Стамбул,- 3.10.1926, Каир), армянский писатель. Получил домашнее образование. В числе других деятелей арм. культуры подвергался гонениям в султанской Турции, в 1915 был сослан в Аравийскую пустыню. Приветствовал установление Сов. власти в Армении. С 1887 печатается как публицист и критик, с 1892 пишет художеств. прозу. Выступал против деспотизма, порочных нравов бурж. общества: романы "Поп-посредник" (1895), "Семья, честь, нравственность" (1910) и др. В романах "Абдул Гамид и Шерлок Холмс" (1911), "Салиха Ханум" (1912) отразил борьбу народов Турции против султанской тирании. Автор фельетонов и памфлетов, сатирич. рассказов "Паразиты революции" (1898-99), повестей "Пропагандист" (1901), "Товарищ Панджуни" (1908) и др. Перевёл на арм. яз. "Войну и мир" Л. Н. Толстого. Соч. О. переведены на многие языки мира.

Лит.: В рус. пер., в кн.: Армянские новеллы, Ер., 1962.

ОУ, Рикуоку, главный водораздельный хребет в сев. части о. Хонсю, в Японии. Дл. ок. 400 км. Выс. до 2041 м (вулкан Ивате). Сложен преим. гранитами, гнейсами и осадочными породами. В О.- 7 групп вулканич. конусов, в т. ч. активный вулкан Бандай. О.- важный климатич. рубеж; его вост. склоны подвержены летним, западные - зимним муссонам с обильными осадками. Широколиств. леса, выше 500-700 м - горная тайга.

ОУДАУДАХРЁЙН (Odadahraun), лавовое плато в Исландии, к С. от ледника Ватнайёкудль. Пл. ок. 4 тыс. км2, выс. 800-1000 м. Распространены причудливые нагромождения застывшей базальтовой лавы, над к-рыми на 500-700 м возвышаются кратеры действующих и потухших вулканов (наиболее известен вулкан Аскья, вые. до 1510л, с кальдерой пл. ок. 50 км2, дно к-рой занято оз. Эскьюватн). О. почти лишено растительности ц поверхностных водотоков.

ОУЛУ (Oulu), ляни (адм. единица) на С. Финляндии, у побережья Ботнического зал. Пл. 56,7 тыс. км2(без внутренних вод). Нас. 401,2 тыс. чел. (1972). Адм. ц.- г. Оулу. Преобладают холмистые равнины с маломощным покровом рыхлых древнеледниковых отложений. Густая сеть рек и озёр. Северотаёжные леса. Район лесозаготовок и лесосплава. Каскады ГЭС на р. Оулу-Йоки и её притоках. Целлюлозно-бумажная, лесопильная, лесохимич., кож., пищ. пром-сть; в Рахе - комбинат чёрной металлургии. Молочное животноводство. Возделываются ячмень, рожь. В прибрежных водах лов лососёвых и сельди.

ОУЛУ, Улеаборг (Oulu, Uleaborg), город на С. Финляндии, в устье р. Оулу-Йокн, на берегу Ботнического зал. Адм. ц. ляни Оулу. 85 тыс. жит. (1971). Ж.-д. узел, морской порт, центр воздушных сообщений (в т. ч. международных). Лесопиление и лесохимия, химическая промышленность (азотные удобрения, хлор). Традиционное произ-во кожи и кож. изделий; пищ. предприятия. Ун-т.

ОУЛУ-ЙОКИ, Оулуйоки (Oulu-joki), река в Финляндии. Дл. 107 км, пл. басс, (вместе с водосбором оз. Оулу-ярви) 22,9 тыс. км2. Вытекает из оз. Оулуярви, впадает в Ботнический зал. Балтийского м. Ср. расход воды ок. 250 м3/сек, максимум в июне. В русле - многочисл. пороги